Информация о деятельности Национального превентивного механизма по предупреждению пыток

Помочь сейчас

Подписка на рассылку

Хотите больше знать о том, чем занимаются наши дети:
- Хотите помогать детям, оставшимся без попечения родителей?
- Хотите быть в курсе того, чем мы занимаемся?

Введите адрес своей электронной почты и тем самым присоединитесь в нашей новостной ленте.







 

29 июня 1998 года Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания. 26 июня 2008 года был ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток.

Во исполнение обязательств, принятых Казахстаном в рамках Факультативного протокола к Конвенции против пыток 2 июля 2013 года Главой государства подписан Закон, учредивший в Казахстане Национальный превентивный механизм борьбы против пыток (далее - НПМ).

НПМ представляет систему предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, созданную в соответствии с указанными международными договорами ООН.

Целью НПМ является привлечение граждан Казахстана к осуществлению независимых превентивных экспертных посещений учреждений и организаций, в которых временно размещаются граждане на основании решений судов и компетентных государственных органов.

 

В случае подозрений или наличии сведений о пытках и другом жестоком виде обращения и наказания просим звонить по телефонам: 8 (7172) 74-05-46, 8 (7172) 74-05-48, либо писать на электронную почту: ombudsman-kz@mail.ru.

 

Цели и задачи, условия НПМ, а также права и обязанности его участников, требования к кандидатам закреплены в Уголовно-исполнительном Кодексе Республики Казахстан, Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах», «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», «О пpинудительном лечении больных алкоголизмом, наpкоманией и токсикоманией», «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества».

НПМ в Казахстане функционирует на основе модели "Омбудсмен+".  Модель «Омбудсмен+» – подразумевает координацию деятельности НПМ институтом омбудсмена совместно с представителями неправительственных организаций и организаций гражданского общества. После создания НПМ компетенции Уполномоченного по правам человека в Казахстане были расширены, и его статус значительно укрепился, как на национальном, так и международном уровне.

В целях эффективной координации деятельности НПМ при Уполномоченном по правам человека был создан консультативно-совещательный орган – Координационный совет (КС).
КС взаимодействует с Подкомитетом по предупреждению пыток, отбирает участников НПМ, формирует региональные группы и назначает их руководителей, определяет план посещений, принимает отчеты о посещениях, готовит консолидированный доклад НПМ, а также иным образом содействует реализации мандата Омбудсмена в рамках НПМ.
Порядок избрания членов КС регламентирован Положением о Комиссии по избранию членов КС НПМ. В состав указанной Комиссии входят авторитетные общественные деятели и лидеры неправительственных правозащитных организаций, представители СМИ и юридического сообщества, видные ученые, депутаты Парламента и т.д. Важно отметить, что в состав КС входят исключительно представители гражданского общества.

В свою очередь, участники НПМ избираются из числа членов общественных наблюдательных комиссий и общественных объединений, юристов, социальных работников, врачей. Участники НПМ распределяются по региональным группам, что является сугубо практическим решением для девятой по размерам страны мира.

В марте 2014 года стартовали первые превентивные посещения учреждений участниками НПМ.

За исключением первого года функционирования института НПМ, ежегодно участниками НПМ осуществляется более 500 превентивных посещений. Так, в течение 2014 года было проведено 277 посещений (14 внеплановых посещений), за 2015 год проведено 528 посещений (20 внеплановых посещений), за 2016 год – 680 посещений (14 внеплановых), за 2017 год – 534 посещений (23 внеплановых), 2018 году – 461 посещение (27 внеплановых), в 2019 году – 490 посещений (29 внеплановых).

Имеющийся опыт свидетельствует об эффективности модели НПМ, позволяющей фиксировать нарушения прав в учреждениях и, что немаловажно, вырабатывать предметные, обоснованные и актуальные рекомендации.

За несколько лет существования НПМ, его участникам удалось выявить целый ряд серьезных нарушений в работе правоохранительных органов, администрации пенитенциарных учреждений, связанных с условиями содержания, пытками и жестоким обращением и наказанием лиц лишенных свободы, что послужило толчком к модернизации системы правоохранительных органов и реализации институциональных реформ в области верховенства права.

Предусмотрены различные способы доведения рекомендаций до уполномоченных государственных органов и общественности. Так, систематизированный анализ рекомендаций и работы по их реализации представляются в ежегодных консолидированных докладах участников НПМ. Также, по итогам каждого посещения направляются рекомендации в адрес администрации соответствующего учреждения. Наконец, выявленные проблемы могут затрагиваться в рекомендациях Омбудсмена в адрес государственных органов и должностных лиц в рамках его мандата вне НПМ.

Кроме того, в 2017 году был реализован совершенно новый уникальный формат презентации деятельности НПМ, в частности в виде Первого международного форума НПМ на тему: «Превенция пыток: казахстанский и международный опыт». Ключевым моментом Форума стала возможность встречи и открытого диалога за единым столом представителей неправительственного и гражданского сектора с представителями государственных органов с целью обсуждения вопросов предотвращения пыток в закрытых учреждениях страны.

Мероприятие, организованное офисом Омбудсмена в Республике Казахстан при поддержке Европейского Союза, Совета Европы, Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека, Программы развития ООН, Офиса программ ОБСЕ в Астане, Представительства Детского фонда ООН Юнисеф в Казахстане и Регионального Представительства Penal Reform International (PRI) в Центральной Азии, было приурочено к 10-летию вступления в силу Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (OPCAT).

В работе форума приняли участие депутаты Сената и Мажилиса Парламента РК, представители центральных государственных органов Казахстана - Администрации Президента, Конституционного Совета, Верховного суда, Генеральной прокуратуры, а также представители национальных правозащитных учреждений и руководители НПМ стран Европы и Центральной Азии, представители гражданского общества, общественных и международных организаций.

В рамках Форума был презентован ежегодный консолидированный доклад участников НПМ по итогам превентивных посещений, выполненных в 2016 году.
В 2018 году удалось провести Второй форум НПМ «Превенция пыток совместными усилиями национальных правозащитных учреждений и НПМ», где также был презентован ежегодный консолидированный доклад участников НПМ по итогам превентивных посещений, выполненных в 2017 году. В мероприятии вновь приняли участие сотрудники госорганов и представители НПМ Казахстана. Также были приглашены представители Азиатско-тихоокеанского форума национальных правозащитных учреждений, сотрудники офиса Омбудсмена Словении, коллеги из центрально-азиатских стран и Российской Федерации.

1 апреля т.г. вступил в силу Закон Республики Казахстан в сфере защиты прав детей («О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам, связанным с деятельностью организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка»).

В соответствии с настоящим Законом внесены поправки в Законы Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах» в части расширения мандата национального превентивного механизма в виде системы предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания на организации, осуществляющие функции по защите прав ребенка, а также субъекты, предоставляющие специальные социальные услуги.

Вместе с тем, несмотря на значительные успехи, НПМ в Казахстане должен продолжать совершенствоваться. В частности, остается открытым вопрос о создании отдельного закона об НПМ в Казахстане. При этом сохранение фрагментарного упоминания НПМ в различных законах и кодексах также имеет важное значение с точки зрения узнаваемости механизма. Среди других вызовов, стоящих перед НПМ в Казахстане, стоит назвать усиление его независимости, через передачу функций по формированию бюджета НПМ в руки Координационного Совета НПМ, вопрос создания отдельного Закона о деятельности Уполномоченного по правам человека в РК, закрепления в этом законе его функций по координации деятельности НПМ и расширение его штатной численности, в том числе с целью создания отдельного подразделения по поддержке деятельности НПМ.

Вернуться назад

Комментарии


Оставить комментарий